Предложения ГЭШ (2015)

Материал из Гуманитарная экспертная школа
Перейти к: навигация, поиск

Описание ситуации в гуманитарном образовании

Узкоспециальная подготовка перестала быть востребованной в мире, требующем специалистов широкого профиля. Существующая дискретность гуманитарной науки и её изоляция от социума ведёт к аналогичным последствиям в образовании. Традиционная профессиональная подготовка, предметно-дисциплинарно организованная и ориентированная на повышение информационной осведомлённости учащегося, развитие его предметной эрудиции, в настоящее время показывает свою неэффективность. Соответственно, теряют свою адекватность и традиционные текстоцентричные формы обучения (лекции, самостоятельное чтение литературы, подготовка докладов и рефератов).

Вызванные этим проблемные противоречия приводят к дисфункции различных сфер социальной деятельности: в экономике, государственном управлении, социальной организации, науке, производстве, культуре и т.д. В круг этих проблем входит невозможность прогнозирования востребованности тех или иных профессий (см. «Атлас новых профессий»), непредсказуемость в производственно-экономической сфере (кризисы и волны стартапов), непонимание отдельными социальными институтами своих функций (трудности реформирования научно-образовательной системы). Кроме того, тотальная индивидуализация образования повлекла неспособность современных выпускников включаться в коллективное проектирование и решение сложных задач (гуманитарная подготовка изолирована от инновационных и технологических процессов: технопарки, экспертная деятельность, предпринимательство). Вследствие этого выпускнику-гуманитарию приходится довольствоваться ограниченным рынком труда, не дающим возможности для самореализации и саморазвития. Поэтому приобретает популярность дополнительное образование, вытесняющее с рынка качественное гуманитарное образование.

Образ решения

Набор предлагаемых образовательных программ и педагогических методик (классно-урочная система) не обеспечивает развития компетенций выпускника, требуемых в современном мире. К этим компетенциям относятся:

  • умение организовывать коммуникацию и участвовать в ней, вести исследовательскую и образовательную деятельность в группе;
  • способность выстраивать связи между событиями, фактами, критически подходить к анализу и трактовке текстов;
  • осознанное мышление, освоение категориального аппарата, умения работать с понятиями;
  • способность осознавать свои действия и корректировать их;
  • способность успешно функционировать в деятельности и преобразовывать её.

Для становления и реализации этого набора компетенций прежде всего необходимо ценностное переопределение человека от индивидуалистичной парадигмы потребления (получение актуальных знаний для занятия должности) к социоориентированной парадигме развития систем (развитие своей личности через развитие деятельности). Эта переориентация должна стать основанием новых учебных программ гуманитарного образования.

«Новыми» образовательные программы делает не актуализация преподаваемых знаний (так называемая модернизация образования), а построение обучения на сущностно иных принципах. В практике ГЭШ центральной и освоенной технологией является принцип «выращивания». Этот принцип противопоставляется традиционному манипулятивному (дидактическому) образованию промышленного типа (производство кадров для устоявшихся массовых производств). «Выращивание» подразумевает создание условий, способствующих адекватному восприятию продуктов социальной деятельности и усвоению культуры прошлых поколений, при этом педагог вступает во взаимодействие с учеником.

Применение технологии «выращивания» направлено на формирование выпускника, способного понимать запросы общества и уметь выявлять их из ситуации, использовать инструменты работы с ними, совершать действия, целесообразные социальным запросам и личным целям (строить траектории), проектировать и реализовывать изменения.

Проект построения модулей гуманитарного образования

Модуль 1. Понимание

Включает набор дисциплин: (1) формирующих общее представление о мире и обществе; (2) развивающих аналитические способности (понимание материала, интерпретация, критика); (3) формирующих мотивацию к познанию и исследованию. Набор дисциплин этого модуля может состоять как из имеющегося в настоящее время набора курсов (лекций и семинаров) по истории, филологии, философии, культуре, лингвистике, так и из новых курсов посвящённых актуальным тенденциям в обществе, экономике, политике, технологиях. Основной акцент в содержании этих курсов должен быть сделан на тенденциях, проблемах, дискуссионных и спорных вопросах выбранной тематики, в отличие от освоения внутренне непротиворечивых концепций. Постановка проблемных вопросов создаст условия для становления способности интерпретировать и критиковать тексты, выстраивать систему аргументов для обоснования своей точки зрения. Освоение базового фактологического материала, таким образом, не является самоцелью, а происходит в процессе изучения проблемных вопросов науки.

Модуль 2. Технологичность

Включает освоение приёмов, практик, технологий работы с разным, в том числе противоречивым материалом, нормативных оснований необходимых инструментов. Освоение этих приёмов и т.п. невозможно ни при индивидуальном обучении, ни в ограниченных рамках классно-урочной системы. Поэтому есть потребность в организации студентов в такие группы, в которых возможна коллективная образовательная и исследовательская деятельность. При такой организации учебного процесса педагог становится не столько лектором и экспертом, сколько организатором коллективных взаимодействий внутри групп. В результате прохождения этого модуля предполагается, что студенты смогут осознать свои способы работы, получат опыт смены деятельностных стратегий, освоят нормы организованной коммуникации.

Модуль 3. Самоопределение

Самоопределение – фундамент деятельной личности. Включает выращивание способности осознавать ценности и строить отношение к ним, строить индивидуальные траектории, ставить цели в их русле, обосновывать свой выбор. Современное образование основано на заимствовании целей и тем, на анонимном, обезличенном и лишенном личной ответственности отношении студента к содержанию преподаваемых курсов и собственным действиям в процессе обучения. Студент не видит практической значимости получаемых знаний и занимает по отношению к ним отчужденную позицию. С другой стороны, к предоставлению возможности выбора курсов студентами организаторы должны подходить серьёзно, ориентируясь не только на желания студентов и возможности преподавательского состава, сколько на постоянно отслеживаемые социальные запросы. Таким образом, внедрение индивидуальных траекторий будет реализовано через использование игровых образовательных технологий.

Модуль 4. Развитие

Саморазвитие невозможно без включённости человека в созидательную общественно значимую деятельность. Модное сегодня «проектное обучение» без набора способностей к пониманию, групповой работе и целостного видения проблемы как у организаторов, так и у обучающихся остаётся пустой декларацией. Цель подлинного проектного образования заключается в том, чтобы, во-первых, создать условия для применения студентами полученных знаний, умений и способностей в деятельности, а, во-вторых, ориентировать обучающихся на неразрывность процессов проектирования, реализации и внедрения. Результаты проектного образования многоаспектны, начиная с навыков коллективной работы и заканчивая получением опыта целостной реализации проекта.