Основания проекта

Материал из Гуманитарная экспертная школа
Перейти к: навигация, поиск

В.В. Журавлев

Определение нашего времени как кризисного, переломного, трансформационного давно уже приобрело статус «общего места». Затруднения и угрозы, как очевидные, так и не столь наглядные, лавинообразно проявляются и в «большом» социуме, и в более частных социальных сферах, часто ставя под сомнение адекватность наличных социокультурных средств окружающей нас реальности. В таких ситуациях общество, как это уже бывало в истории, в поисках инноваций обращается к сферам науки и образования. Однако сами эти социальные подсистемы, не являющиеся чем-то отдельным от «большого» социума, также испытывают очень серьезные, сущностные внутренние проблемы и в своем имеющемся виде не готовы ответить на запрос общества.

Все это проявляется в разнородных и разномасштабных, но внутренне связанных процессах. На мировом уровне к ним относят: (1) постмодернистские трансформации гуманитарного знания, (2) широчайшее распространение концепции и практики «непрерывного образования», (3) характерное для ведущих стран бурное развитие аналитических, стратегических, консультационных структур. Говоря о российской ситуации, обычно выделяют иные аспекты тех же феноменов: (4) до сих пор не преодоленный постсоветский методологический кризис исторической науки, (5) противоречивые процессы реформ образовательной и научной систем Российской Федерации, (6) вызывающее острую критику качество отечественного и, в частности, регионального «экспертного сообщества», и, в целом, (7) утрату современной Россией стратегического суверенитета. На протяжении столетий именно историческое мышление выполняло в обществе стратегические социально-рефлексивные функции. Однако если бы оно было к этому способно «здесь и сейчас», мы бы не были вынуждены говорить о «стратегической дисфункции». Возвращение к исполнению этих обязанностей возможно только при условии сущностного обновления теоретических и инструментальных основ исторического знания. Попытки решить эту задачу путем популярной сегодня формальной «локализации» западного опыта бесплодны не только по причине качества данного опыта, но и потому, что заимствовать самодостаточность невозможно. В сегодняшней отечественной ситуации «запустить» социальные функции исторического мышления возможно только с опорой на собственную интеллектуальную традицию.

Однако не любой элемент данной традиции будет пригоден для этой цели. «Прививать» к дереву истории имеет смысл лишь то, что, с одной стороны, связано с отечественным опытом радикальных интеллектуальных инноваций, а с другой — само является хотя бы в какой-то степени «живой», немузеефицированной практикой. Таких элементов немного, и среди них выделяются феномен Академгородка и системомыследеятельностная методология. Новосибирский Академгородок представлен здесь принципами реализации масштабнейшего постиндустриального проекта, а СМД-методология — своими мыслительными, педагогическими, организационными средствами. Осуществить подобный синтез способны только профессионалы особого типа. Это должны быть деятели, готовые успешно действовать в сегодняшней негарантированной, турбулентной, проблемной ситуации и в равной степени способные к стратегическому, исторически фундированному мышлению и активной инновационной практической деятельности.

Данная ситуация является принципиальным вызовом сообществу, несущему ответственность за состояние обще-интеллектуальных, исследовательских, педагогических и научно-прикладных практик в России. Новосибирск, в силу его культурного потенциала, уникальных традиций реализации масштабных и оригинальных социальных, технологических, научных и образовательных экспериментов, парадоксального сочетания «столичных» и «провинциальных» черт, особого геополитического значения выступает в качестве оптимального пространства поиска прорывного, авангардного ответа на данный вызов.

Оформление в Новосибирском Академгородке группой инициаторов проекта «Гуманитарная экспертная школа» и стало попыткой совершить в конкретной точке востребованное ситуацией и необходимое обществу действие.

Проект «Гуманитарная экспертная школа» (1) имеет своей целью позитивное преобразование социальной реальности. (2) Такое преобразование возможно только при условии наличия у социума стратегической рефлексивной способности. (3) Возникновение, проявление и выражение такой способности предполагается обеспечить путем построения «новой исторической науки». (4) При этом «новая наука» мыслится как «триединство» образования, исследования и реализации («треугольник Лаврентьева»), (5) приоритетным средством ее построения предполагается системомыследеятельностная методология, а (6) субъектом этого процесса — коллектив стратегических экспертов («исторический спецназ»).

Shema hesc project.jpg

Схема. Проектная схема ГЭШ. Soc — социум, * — стратегическая рефлексивная способность, СтИН — «старая историческая наука», НИН — «новая историческая наука», ТЛ — «треугольник Лаврентьева», тЛ — способности к исследованию, образованию, реализации (по структуре «треугольника Лаврентьева»), СМД-Ме — СМД-методология.