Евг. Малиновский. «Туннельный принцип»

Материал из Гуманитарная экспертная школа
Перейти к: навигация, поиск

Евгений Малиновский

ТУННЕЛЬ В БУДУЩЕЕ (Концептуальная идея)

В начале XXI века в России возникла специфическая литература, посвященная теме «альтернативной истории». Пожалуй, наиболее яркий сюжет альтернативок – предотвращение революции 1917 года и гражданской войны. Так, в произведении Романа Злотникова «Русские сказки» трое жителей будущего, случайно заброшенные в начало 1918 года, успешно участвуют в кампании сопротивления большевистскому режиму, спасают царскую семью, организуют оборону Киева и наступление на Петроград. Для нас в этой истории важны не оценки – кто был прав, красные или белые, правильно ли действовали герои и прочее. Хотелось бы отметить гуманистический пафос романа, речь идет ведь не о восстановлении «правильного» режима, возврате власти императору, а о предотвращении катастрофы – гибели тысяч людей в гражданской войне, разрушении механизмов социальной жизни. Самое главное, что герои добиваются своих целей не технологическим превосходством, а с помощью иного опыта, знаний, другого типа сознания. Проблема XX века может быть разрешена на уровне знаний и социального опыта XXII.

Если перейти от фантастики к суровым будням, то идею можно понять так – нужна новая степень адекватности ситуации. Совершенно необязательно вытаскивать героев из будущих веков, если мы в состоянии здесь у нас вырастить в относительно короткие сроки более сложные и эффективные формы организации мышления и деятельности, новые типы сознания. В каком-то смысле, мы должны для этого суметь спрессовать опыт социальной практики – то что, естественно и хаотично формируется в течение столетий, сознательно можно построить за годы. Попробуем предложить механизм такой практики.

В политической риторике широко используется понятие прорыва. Так называют комплекс широкомасштабных действия для выхода на новый уровень – например, в экономике, технологиях и прочее. Прорыв, скачок, как правило, осуществляется на относительно узком участке – в одной отрасли. При этом ее опережающее развитие становится ресурсом для других сфер.

В нашем случае можно говорить о технологии «туннеля» взамен технологии прорыва. Если придерживаться ориентации на предельно технологичные формы мышления и организацию мышления в виде замкнутых кооперативных единиц, можно на порядки ускорить процесс интеллектуального производства. При этом, полипозиционность, развитие рефлексии, трансформации сознания участников позволят элиминировать те особенности социального механизма, которые препятствуют порождению «прорывных» результатов.

Широкое использование моделирования, в том числе в рамках деятельностного подхода, позволит «на входе», просчитывать проблемы внедрения результатов в социальную практику. Параллельно с этим следует разворачивать сеть экспериментальных площадок, для фиксации реальной проблематики. Ориентируясь не на первый «прорывной» результат, а как бы отстраивая на его основе будущее, в рамках моделей и экспериментов можно увидеть новый уровень проблемности и решать как бы проблемы завтрашнего дня. То есть, фактически, построить «туннель» в будущее. Через несколько итераций можно выйти на уровень проектирования на 2-3 поколения систем выше современного и развивать в реализации именно их.

Идея туннеля может быть использована в любых сферах и направлениях - от развития техники до чисто социальных преобразований. Важно понять, что любой фокус в рамках этого подхода необходимо замыкается на исследование проблем деятельности и социальной динамики, а тема задает только форму продуктного выхода.