«Две страницы о проекте»

Материал из Гуманитарная экспертная школа
Перейти к: навигация, поиск
ГЭШ

Журавлев В.В., Бидюков Б.Ф. Гуманитарная экспертная школа: проектная идея // Зимняя экспертная школа. 2013. Методические материалы. Новосибирск, 2013. С. 8-9.

В.В. Журавлев
Б.Ф. Бидюков
7.11.2012

1.1. Новосибирский государственный университет не имеет структуры, направленной на подготовку профессионалов в области стратегической экспертизы. Потребность в таких кадрах и укомплектованном ими эффективно функционирующем коллективе существует как у самого университета, так и у СО РАН, Академпарка, у различных государственных, общественных, экономических структур, Новосибирска в целом.

1.2. Стратегическая экспертиза не может быть никакой иной, кроме как гуманитарной по своим основаниям. Лишь развитая, кадрово обеспеченная и внутренне структурированная экспертная среда может обеспечить эффективность и устойчивость инновационных процессов, стать главным механизмом обеспечения их качества. В то же время на данный момент гуманитарные факультеты НГУ практически не имеют стыковки с инновационным процессом в регионе и стране.

2.1. Проект создания в НГУ Лаборатории стратегической экспертизы предусматривает преодоление данных проблем путем формирования структуры, построенной по принципу «треугольника Лаврентьева», принципу организации среды, неразрывно соединяющей в себе процессы образования, исследования и внедрения.

2.1.1. Образовательный аспект реализуется путем организации Гуманитарной экспертной школы — системы специальных курсов, «летних» и «зимних школ» для студентов и магистрантов НГУ, аспирантов институтов НГУ и СО РАН, причем не только историков и других гуманитариев, но и обязательно представителей точных наук — прежде всего физиков и математиков. Сам процесс разработки программ таких курсов и школ, а также опыт их реализации ориентирован на разработку и освоение инновационных форм и методов образовательного процесса, и может иметь методическое значение.

2.1.2. Исследовательский аспект предусматривает работу участников школы над ключевыми проблемными затруднениями современного гуманитарного, прежде всего — исторического знания в рамках специализированного исследовательского семинара. Предельная цель — реализация проекта построения рациональных теоретических оснований новой исторической науки, отличной как от традиционного, исчерпывающего свой ресурс исторического знания, так и от его постмодернистской альтернативы.

2.1.3. Внедренческий аспект будет реализован через применение наработанных в теоретическом исследовании концептуального инструментария в прикладной, практической деятельности, с перспективой оформления в аналитический и экспертный центр НГУ.

2.2. Важно отметить, что все три данных аспекта, все три компонента — экспертная школа, исследовательский семинар и аналитическое центр — хотя и реализуются пошагово, неразрывно связаны друг с другом и являются неотъемлемыми элементами реализации проекта. Главной целью проекта в перспективе 8–10 лет является формирование в Новосибирском государственном университете полноценной, самодостаточной, эффективной и конкурентоспособной «фабрики мысли» (think tank).

2.3. Данный проект предусматривает формирование профессионалов, обладающих способностями в сферах:

  • аналитики ситуации и проблемного анализа,
  • построения проектов, конкретизации их до уровня программ и планов,
  • аналитического и социально-инженерного сопровождения реализации с корректировкой первоначального заказа,
  • рефлексивного анализа.

2.4. Главной целью проекта является формирование команды подготовленных профессионалов высшей квалификации в сфере стратегической экспертизы, обладающих способностями

  • эффективно работать вместе,
  • переводить описания результатов теоретической работы и практической деятельности с теоретического языка на язык, понятный профессионалам реализационной сферы,
  • обеспечивать качество принимаемых решений в области бизнеса, образовательной, научной, общественной и управленческой деятельности,
  • способствовать приобретению различными коллективами и социальными средами инновационных характеристик.

2.5. Проект основан на теоретически обоснованных и практически апробированных подходах отечественной методологической школы Г.П. Щедровицкого и О.С. Анисимова.